Вопреки расхожему мнению об отсутствии у Google собственной экосистемы, она у компании все-таки есть и состоит из большого количества приложений и сервисов. Операционная система, браузер, поисковик – все это части огромной экосистемы, которая разрослась настолько, что стала смущать конкурентов и даже власти. В результате Google запретили предустанавливать на Android свои приложения, заставив рекламировать решения сторонних разработчиков. Все бы ничего, но в какой-то момент ей стало нельзя даже продвигать собственный поисковик.
Начиная со следующего года, Google будет предлагать владельцам Android-смартфонов возможность выбрать любой поисковик, который будет работать по умолчанию. А чтобы пользователям было легче сориентироваться в обилии альтернатив, Google сформирует список часто используемых поисковых систем, которые будут в случайном порядке предлагаться при первоначальной настройке устройства или после смены веб-браузера.
Несмотря на то что конкуренция, как правило, идет только на пользу потребителям, мое мнение состоит в том, что запрет на использование поисковика Google в ее собственной операционной системе абсолютно беспочвенен. Получается, что Google стала жертвой собственного успеха, к которому она пришла благодаря уникальности собственных продуктов, сделавших их востребованными во всем мире.
То, что происходит сейчас, — это совершеннейший фарс. Мало того, что поискового гиганта, по сути, лишили полного доступа к своим наработкам, так еще и заставили рекламировать менее удачливых конкурентов. Вы только представьте себе, что «Сбербанк» начнет продвигать какой-нибудь «Летобанк», рекомендуя своим клиентам открывать вклады именно там. Кажется глупым и даже смешным. Так почему Google должна добровольно отказываться от своих клиентов?
Это не первый подобный случай. История еще помнит антимонопольное разбирательство, организованное Еврокомиссией в отношении Microsoft. Тогда компанию обвинили в монопольном захвате рынка браузеров и запретили ей делать Internet Explorer веб-обозревателем Windows по умолчанию. В результате многие пользователи узнали, что у них есть возможность выбора и постепенно начали отказываться от IE, что привело к стремительной потере ее позиций и лидерству Google Chrome.
Впрочем, не следует полагать, что причиной отказа пользователей от Internet Explorer стал именно инструмент выбора браузеров. Большую роль в этом сыграла сама Microsoft, которая, будучи уверенной в своем лидерстве, долгое время не обновляла свой браузер и дала пользователям повод выбрать что-то другое. Это значит, что Google не потеряет первого места среди поисковых систем, поскольку большинство пользователей не захотят уходить к конкурентам. Но даже потеря 2-3% может лишить компанию нескольких миллионов долларов.
Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен. Там ежедневно выходят эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.